Історію подано мовою оригіналу

Мы утром проснулись от первых взрывов. У нас родственники в Каховке, и они позвонили в пять часов утра. Я позвонила старшей дочери с зятем. Жили они отдельно. И через 15 минут были уже у нас. В течение четырех дней к нам присоединились еще люди, и в итоге в нашем доме жили 16 человек. Все эти люди жили на этажах, а у нас частный дом. Мы были одной большой семьей две недели. От обстрелов прятались в подвале.

Трудной была первая неделя войны. Мы живем в городе Николаеве, но на окраине, со стороны Новой Одессы. И, чтобы приехать в центр города, мы должны проехать мост, который тогда подняли и заминировали. На нашей стороне расположены воинские части. И первая бомба попала в нашу казарму, где погибло 500 солдат ночью. Она от нас находилась за 500 метров. 

Первая неделя была тяжелой, потому что мы ничего не знали и не понимали. Провизию не привозили в нашу часть города, потому что мост был разведен. Аптеки не работали, магазины тоже. 

Продукты никто не мог купить, а 16 человек нужно прокормить. Но мы справились. У нас частный дом, и есть немножко хозяйства своего. Мы держали кур, у нас огород и полный погреб консервации. У меня семья немаленькая, так что у меня имелись запасы. Люди выезжали к нам и что-то из дома забрали. Кумовья к нам приехали. У них на третий день в селе все разбили, света не стало, и они приехали с продуктами. Готовили мы на кухне, наш дом это позволяет.

Мы в частном доме живем, и гаубицы украинские стояли у нас в конце огорода, а русские танки – с той стороны. Могло прилететь в любой момент к нам. Огород у нас не очень большой. Мы решили, что нужно выезжать, потому что у нас трое детей, и муж-инвалид.

Приятно то, что мы приехали в Тернопольскую область – и нас приняли, никто не отказал ни в чем, и мы дальше продолжаем жить. Это моя малая родина, я здесь родилась. 

Муж и зять сейчас без работы. Дочка – студентка, на контракте. Муж, старшая дочь и зять уже в Николаеве. А мы с детьми будем 11 числа выезжать в Николаев, потому что в нашем районе чуть спокойнее стало. У нас есть нерешенные вопросы, мужу операцию нужно сделать. А потом мы с маленькими детьми собираемся выехать в Одессу или Кропивницкий. Моему свекру 85, а стариков нельзя оставлять одних. 

Я думаю, что зиму мы еще помучимся. Решится все в нашу пользу, мы победим, но, думаю, зиму еще провоюем. Я хочу только мира, а все остальное мы сделаем. Главное – чтобы россиян выгнали с нашей земли, а потом уже будем все отстраивать.